Выступления здесь

Неопубликованные материалы здесь

Об эффективности реализации проекта «Карта Москвича»

Патрик Сурначев, независимый эксперт по банковским информационным технологиям

По всей видимости, сознание национальной самобытности проявляется в России не только в особенностях ведения бухгалтерского учета (которые до сих пор являются одним из ключевых аргументов против применения западных автоматизированных банковских систем в российских банках), но и в подходах к оценке экономической эффективности крупномасштабных проектов. Несмотря на то, что российский банковский бизнес все больше перестраивается в соответствии с западными стандартами, решение об участии в том или ином проекте зачастую зависит не столько от его экономических показателей (окупаемости и доходности), сколько от уровня его социально-общественной значимости и даже политической окраски. Данная статья отражает прагматический подход к оценке экономической эффективности проектов с использованием пластиковых карточек на примере реализации пилотного этапа проекта «Карта москвича».

Сегодня, наверное, только ленивое издание так или иначе не затронуло темы «Карта москвича». Концепция «Карты москвича», имея очевидную социальную направленность, не могла остаться незамеченной даже в удаленных от Москвы регионах и, постепенно «перелицовываясь» в концепцию «Карты горожанина», по мере приближения известных событий в жизни российского электората все больше и больше приобретает очертания политического инструмента. Вместе с тем «Карта москвича» обрастает недостоверными слухами и противоречивой информацией, которая совершенно не совпадает с четкой концепцией, изложенной в Постановлении Правительства Москвы «О создании в г. Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием «Карты москвича» № 962 от 15 декабря 1998 г. (далее — Постановление). С «Картой москвича» связывают некоторые безусловно интересные для жителей города проекты реализации систем скидок («Народный магазин», сеть продуктовых магазинов «Перекресток»), тогда как эти проекты совершенно не имеют отношения к изначальной концепции «Карты москвича». По-видимому, без учета этой концепции разрабатывались и отдельные положения некоторых вновь принимаемых постановлений по системам скидок.

Известные специалисты в области банковских технологий уже неоднократно высказывались относительно абсурдности размещения на одной карточке банковских приложений и приложений оплаты проезда на общественном транспорте, совершенно несовместимых между собой, или социальных приложений пенсионера и приложения учащегося. Тем не менее, Постановлением предписывается реализация всех этих приложений в рамках одного проекта «Карта москвича», что существенно этот проект утяжеляет и увеличивает его стоимость. Как следствие этого — снижается контроль над проектом и ухудшается его управляемость.

При детальном изучении Постановления появляется много критических замечаний. Почему две концепции («Концепция развития электронных технологий обслуживания и управления в городе в рамках проекта «Карта москвича» и «Концепция создания и внедрения в г. Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием «Карты москвича») авторы оставили в качестве двух отдельных приложений к Постановлению — не хватило времени свести в один документ? Во второй из этих концепций в одном пункте (п. 2.2) одновременно фигурируют два понятия — «Карта москвича» и «Расчетная карта москвича». По-видимому, для выделения из общего концептуального понятия «Карта москвича» функционального подмножества, реализующего расчетные функции, был введен интуитивно понятный авторам концепции и поэтому данный без явного определения термин «Расчетная карта москвича» как приложения микропроцессорной карточки. Далее эти термины используются на равных правах (держатель «Расчетной карты москвича», хотя правильнее было бы держатель «Карты москвича» с указанным приложением), вплоть до переименования проекта «Карта москвича» в проект «Расчетная карта москвича» (п.п. 2.3, 2.4, 2.7).

Наравне с часто используемым термином «Расчетная карта москвича» зачем-то вводится (раздел 3) аббревиатура «РКМ», под которой имеются ввиду «расчетно-кассовые места». Нигде далее в документе эта аббревиатура не встречается. Также введена аббревиатура СБР, которая представляется неудачной, так как достаточно устойчиво ассоциируется со Сберегательным банком России (в «Концепции создания и внедрения…» подразумевается система безналичных расчетов). Поэтому свободное использование этих аббревиатур без дополнительной расшифровки может приводить к различным недоразумениям и недопониманиям.

Однако, оставив в стороне дальнейшее обсуждение технических недоработок концепций, рассмотрим экономический эффект от реализации этого проекта. Постановлением предусмотрено финансирование в размере более 18,5 млн. «условных единиц» на первом этапе проекта и без малого 203 млн. «условных единиц» по проекту в целом (под «условной единицей» подразумевается, надо полагать, сумма в рублях, эквивалентная 1 долл. США). Экономическое обоснование проекта «Карта москвича» авторы вынесли в отдельный документ — «Предварительный финансово-экономический анализ программы создания и внедрения в г. Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием «Карты москвича», на который в приложении 4 к Постановлению дается ссылка. Согласно этому документу, экономический эффект от реализации проекта для уполномоченных банков составит более 1 020 млн. долл. в год. Таким образом, как предполагают авторы документа, полный возврат отвлеченных средств в размере 203 млн. долл. произойдет в течение двух с половиной месяцев. Эта цифра заставляет усомниться в правильности проведенного расчета.

Несмотря на приближение указанных Постановлением сроков внедрения «Карты москвича» в опытную эксплуатацию (июль 1999 г.) и интенсивный «подогрев» проекта, последний явно пробуксовывает. Из-за отсутствия комплексного проекта «Карты москвича», в котором были бы определены все технические аспекты реализации карточки на базе микропроцессора и были бы описаны приложения многофункциональной микропроцессорной карточки и ее технические характеристики, многими заинтересованными сторонами предлагается создание на первом этапе гибридной карточки — смарт-карточки с магнитной полосой («Карточка горожанина» — миф или реальность». Банковские технологии. № 1. 1999. С. 65) или даже реализация платежной (расчетной) части «Карты москвича» на основе традиционных пластиковых карточек с магнитной полосой. Поскольку стоимость гибридной карточки не ниже стоимости традиционной пластиковой карточки, то расчет экономического эффекта проекта делается в предположении, что расчетная подсистема проекта «Карта москвича» будет создаваться на основе карточек с магнитной полосой. С переходом к микропроцессорным карточкам и поэтапным внедрением приложений расчет затрат может быть скорректирован, хотя расходы, связанные с имиджевой стороной проекта, прогнозированию поддаются с трудом.

В Постановлении названы опытные зоны реализации проекта «Карта москвича»: Зеленоградский и Западный административные округа и район Выхино-Жулебино Юго-Восточного административного округа. По различным экспертным оценкам, на пилотном этапе планируется выпустить 100 тыс. карточек, поэтому расчет экономического эффекта от реализации пилотного проекта будем производить исходя из этого объема эмиссии.

Планировать выпуск 100 тыс. карточек можно и даже приходится по той причине, что это минимальный объем эмиссии, при котором «карточный» проект становится окупаемым, но действительно приступать к эмиссии 100 тыс. карточек целесообразно, имея хотя бы 100 тыс. клиентов. Очевидно, что в настоящее время 100 тыс. карточек может легко распространить, пожалуй, лишь ГИБДД, но это совершенно другой разворот проекта... В соответствии же с Постановлением проект «Карты москвича» имеет в первую очередь социальную направленность, и «Концепция развития...» (ст. 3.4) предусматривает выдачу «Карт москвича» на добровольной основе. Для справки, Сберегательный банк России с его развитой инфраструктурой и региональной сетью филиалов с начала построения собственной платежной системы «Сберкарт» за пять лет распространил 330 тыс. клиентских микропроцессорных карточек.

Экономический эффект проекта в каждый момент времени определяется как разность между доходом от его реализации, полученным к этому моменту участниками проекта, и расходами на его осуществление, произведенными к этому моменту.

Доходы, полученные участниками проекта, складываются из процентных доходов от размещения привлеченных денежных средств, взимаемой с клиента ежегодной сервисной платы, комиссий банка за операции выдачи наличных денег и за операции безналичной оплаты в коммерческой сети.

Для окупаемости проекта «Карта москвича» должна быть массовой, а остаток средств на карточке — достаточно велик, причем по расчетам и опыту западных банков, «карточный» проект в принципе не может быть окупаемым при среднемесячных остатках на карт-счетах менее 50 долл. Для привлечения массового клиента должна быть установлена повышенная процентная ставка на остаток средств на карт-счете и компенсации — скидки и даже разовый кредит при покупках. Гарантом всего этого проекта, а значит и денег рядового москвича, выступает Правительство Москвы.

Для дальнейших расчетов необходимо оценить объем привлеченных на карт-счета денежных средств. Это можно сделать двумя способами:

  • Можно взять данные среднестатистического банка по среднемесячным остаткам на карт-счетах, связанных с традиционными карточками с магнитной полосой. Эта величина равняется приблизительно 40 долл.
  • Можно считать, что в стабильной ситуации зачисляемые на счета суммы заработной платы и/или социальных пособий в течение месяца будут равномерно потрачены или переведены во вклады, т.е. в любом случае выведены из проекта. Тогда среднемесячный остаток на карт-счетах будет составлять 50% от размера средней заработной платы с учетом социальных трансфертов. Однако на начальных этапах реализации любых новых проектов из-за недостаточного доверия населения, отсутствия широкой сети приема новых карточек в торговых точках, недостаточного количества банкоматов и пунктов обслуживания этих карточек банками держатель карточки стремится сразу перевести все зачисленные на карточку средства в наличные. По этой причине среднемесячный остаток на карт-счетах обычно составляет не более 30% от среднемесячной суммы зачисления. По справочным данным Московского городского комитета по статистике, номинальная начисленная среднемесячная зарплата с учетом социальных выплат в Москве в пересчете на доллары США составила в январе-марте 1999 г. в среднем 100 долл. (2 472 рубля), следовательно, среднемесячный остаток будет равняться 30 долл.

Для получения оптимистичного результата выберем из этих сумм максимальную и будем далее считать, что среднемесячный остаток на карт-счетах будет составлять 40 долл. Исходя из этого, получим прогнозируемую сумму среднемесячных остатков по счетам 100 тыс. держателей карточек:

40 долл. * 100 000 = 4 000 000 долл.

Предположим, что привлеченные средства будут размещены следующим в достаточной степени осторожным образом (ведь это деньги населения!):

  1. 80% привлеченных средств будут помещены в межбанковские депозиты в крупнейших иностранных банках — под 5% годовых,
  2. 20% привлеченных средств будут помещены в валютные кредиты корпоративным заемщикам под высоколиквидный залог по ставке 18% годовых.

В таком случае ежемесячные доходы от размещения составят:

4 000 000 долл. * (0,8 * 0,05 + 0,2 * 0,18) / 12 = 25 333 долл.

Здесь нужно отметить, что после августовского кризиса спектр финансовых инструментов, на которых банки могут зарабатывать деньги, резко сузился, и предложенная схема размещения средств альтернатив практически не имеет. Речь может идти о варьировании соотношения межбанковских депозитов и кредитов — 80/20 или, скажем, 70/30, но принципиально это не увеличит сумму доходов, а уровень риска увеличит существенно, что при работе с деньгами частных вкладчиков недопустимо.

При отсутствии комплексного проекта реализации «Карты москвича» точную сумму доходов, полученных от уплаты держателем карты сервисной ставки и комиссии банка за выдачу наличных денег и за операции безналичной оплаты определить невозможно. Однако, исходя из принципа добровольности получения карточки, можно предположить, что по крайней мере на первых порах, чтобы привлечь клиентов, сервисная ставка с горожан взиматься не будет, и она будет дополнительной расходной частью проекта. Доходы, получаемые в виде комиссии с обработки транзакции, вычислим при следующем предположении. «Концепцией создания и внедрения ...» (п. 2.6) предусмотрено, что комиссия «магазина за обслуживание безналичных торговых операций не должна превышать стоимости инкассации наличных денежных средств». Среднерыночная ставка за инкассацию наличных средств на сегодня по Москве составляет не менее 0,1% от инкассируемой суммы. Поэтому и комиссия при оплате покупки или услуги не может превышать этой величины. Комиссия за снятие наличных в банкоматах банка-эмитента с рублевых карт-счетов на сегодня в ряде банков не берется вообще. Для поддержания конкурентоспособности «Карты москвича» уполномоченным банкам, придется отказаться, по крайней мере на первых порах от комиссии за снятие наличных. Но даже предположив, что комиссия составит 1%, и, допустив, что половина поступлений будет сниматься наличными и половина оплачиваться безналичным путем, исходя из официального объявленного размера среднемесячной заработной платы, равного 100 долл., получаем, что:

  • плата за снятие наличных составит: 100/2 * 1% * 100 000 = 50 000 долл.
  • плата за операции безналичной оплаты составит 100/2 * 0,1% * 100 000 = 5 000 долл.

Таким образом, после реализации 100 тыс. карточек совокупные ежемесячные доходы составят:

25 333 долл. + 50 000 долл. + 3 000 долл. = 80 333 долл.

Теперь подсчитаем расходы, связанные с реализацией проекта «Карта москвича». Эти расходы складываются из первоначальных вложений (капитальных затрат) и ежемесячных (текущих) расходов, связанных с эксплуатацией системы.

Для расчета текущих расходов составим типовой набор банковских операций, которые планируется осуществлять по «Карте москвича» (см. табл.), и рассчитаем ежемесячные затраты времени операционных работников на их выполнение.

Таблица. Временные затраты операционных работников

№ п/п Наименование операции Предполагаемая периодичность выполнения одним клиентом, в месяц Среднее время выполнения, мин Затраты времени на выполнение операции для 100 тыс. карточек, мин в месяц
1. Переоформление документов по истечении срока действия карточки
0,083 (один раз в год)
10
83 333
2. Выдача карточки
0,083 (один раз в год)
3
25 000
3. Пополнение счета
1,5
4
600 000
4. Снятие наличных
0,5
4
200 000
5. Получение выписки
0,1
3
30 000
6. Переводы
0,15
8
120 000
  Итого:
1 058 333

Отметим, что наряду с регулярными временными затратами внедрение «Карт москвича» приведет и к разовым затратам времени операционных работников — при оформлении клиентом документов на открытие счета при первом обращении в банк. Исходя из того, что на обслуживание одного клиента уйдет примерно 20 мин., на открытие 100 тыс. счетов потребуется в сумме около 2 000 000 мин. Однако для упрощения расчета в дальнейшем этими временными затратами пренебрежем.

Приведенная таблица показывает отнюдь не полный перечень фронт-офисных банковских операций. Здесь не учтены, к примеру, увеличение временных затрат на обработку операций голосовой авторизации, на эмбоссирование карт и иные дополнительные трудовые затраты процессинговых центров, бухгалтерий и других подразделений уполномоченных банков — участников проекта. Но и этих данных будет вполне достаточно для получения оценочного результата.

Затраты рабочего времени одного операционного работника банка в течение месяца (22 рабочих дня, продолжительность рабочей недели 41 час, т. е. 8,2 часа в день) составляют:

60 мин * 8,2 * 22 = 10 824 мин

Исходя этой цифры можно получить необходимое для обслуживания клиентов — держателей «Карт москвича» количество дополнительных операционных работников с учетом равномерной загрузки в течение всего операционного дня:

1 058 333/10 824 = 98 чел

Из эмпирических соображений запас ресурсов операционных работников для сглаживания пиковых нагрузок и устранения недопустимого образования очередей должен составлять не менее 50%. Таким образом, реальная потребность в дополнительных работниках может составить более 150 человек, но мы в дальнейших расчетах будем исходить из того, что дополнительно потребуется 98 операционистов.

С учетом сети отделений уполномоченных банков в городе (40 отделений) штат каждого отделения необходимо будет увеличить не менее чем на 3 операционных работника при условии равномерного распределения клиентских обращений во все отделения уполномоченных банков в городе. Правда, ожидать равномерности «запросов» в системе массового обслуживания не приходится, поэтому очереди и простои практически неизбежны. В отношении телекоммуникационных затрат неравномерность загрузки приведет к необходимости иметь десятикратный запас пропускной способности каналов. В финансовом плане это будет очень накладно для уполномоченных банков и выгодно для операторов связи. Для получения более точных данных нужно построить функцию распределения количества обращений клиентов-держателей карточек в банк в течение рабочего дня и провести моделирование системы массового обслуживания с нестационарным входным потоком, что выходит за рамки этой статьи.

Анализ полученных данных показывает, что трудозатраты операционных работников на обслуживание держателей «Карт москвича» огромны. Возможными мерами уменьшения этих трудозатрат могут быть:

  • ограничения на выполнение банком некоторых операций с «Картами москвича» — снятие наличных и получение выписок будет осуществляться только через банкоматы;
  • перенесение акцента с операционного обслуживания клиентов на использование альтернативных каналов реализации банковских продуктов и услуг (банкоматы, телефон, Интернет);
  • распространение «Карт Москвича» в первую очередь среди сотрудников предприятий, уже находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в уполномоченных банках, и для которых уже реализованы «карточные» зарплатные проекты (при этом снижаются операционные затраты на выполнение операции пополнения счета).

Рассмотрим капитальные затраты, которые складываются из:

  • расходов на оборудование дополнительного количества рабочих мест операционных работников;
  • расходов на приобретение и установку банкоматов;
  • расходов на организацию телекоммуникаций.

Отметим, что расходы на эмиссию пластиковых карточек относятся к регулярным по причине ограниченного срока действия карточек (для карточек с магнитной полосой, как правило, один год) и необходимости их перевыпуска по истечении этого срока.

Считая, что средняя стоимость оборудования одного рабочего места равна 1 500 долл. (включая компьютер с необходимым программным обеспечением, сетевой принтер, телефон) и исходя из необходимого числа дополнительных операционных работников (98 чел), получим, что расходы на оборудование дополнительного числа рабочих мест операционных работников составят:

1 500 долл. * 98 = 147 000 долл.

Стоимость оборудования и монтажа одного банкомата для обработки пластиковых карточек с магнитной полосой составляет приблизительно 20 000 долл. Необходимость обслуживания выпущенных в рамках проекта 100 тыс. карточек приведет к необходимости покупки не менее 50 банкоматов, поскольку известно, что один банкомат способен удовлетворительно обслужить не более 1000 держателей карточек. Итак, расходы на приобретение и установку банкоматов составят:

20 000 долл. * 50 = 1 000 000 долл.

Поскольку расходы на приобретение банкоматов составляют основную часть капитальных затрат, уполномоченным банкам — участникам проекта целесообразно использовать банкоматы неуполномоченных банков (по крайней мере, на начальных этапах развития проекта), если окажется, что уплачивать этим банкам компенсацию за обработку транзакций, совершаемых клиентами в их банкоматах, будет выгоднее, чем приобретать собственные банкоматы.

Расходы на телекоммуникации составят не менее 35 000 долл. из расчета минимум по 700 долл. (два модема и недорогой выделенный канал) на каждый из 50 банкоматов. Подключение же по более дорогим каналам, например, СПРИНТ увеличит эту статью расходов не менее чем на 1 200 долл. на один банкомат.

Таким образом, капитальные затраты банков — участников проекта составят не менее:

147 000 долл. + 1 000 000 долл. + 35 000 долл. = 1 182 000 долл.

Теперь рассчитаем текущие ежемесячные расходы. Они включают в себя:

  • расходы на эмиссию пластиковых карточек:
  • расходы на выплату процентов по остаткам на карт-счетах;
  • «совокупную стоимость владения» дополнительным количеством рабочих мест операционных работников;
  • расходы на сервисное обслуживание и инкассацию банкоматов;
  • расходы на телекоммуникации;
  • расходы на заработную плату операционных работников;
  • арендную плату за помещения для организации дополнительного числа рабочих мест.

Стоимость одной пластиковой карточки с магнитной полосой при тираже в 100 тыс. штук не может составить менее 0,5 долл., а себестоимость операции эмбоссирования карточки — 2 долл. Таким образом, ежемесячные расходы на эмиссию составят:

(0,5 долл. + 2 долл.) * 100 000/12 = 20 833 долл.

Учитывая, что расчет производится в валюте, будем считать, что проценты по остаткам на карт-счетах будут начисляться как на валютные вклады по ставке 0,5% годовых в валюте (напомним, что ставка должна быть привлекательной, чтобы обеспечить массовость «Карты москвича»). В таком случае, расходы на выплату процентов по карт-счетам ежемесячно составят:

40 долл. * 100 000 * 0,5%/12 = 1 667 долл.

Проведение детального расчета совокупной стоимости владения дополнительным числом рабочих мест выходит за рамки этой статьи. По данным Garthner Group, годовая стоимость владения рабочим местом на базе персонального компьютера составляет в среднем более 250% от стоимости первоначальных инвестиций. Примем ежемесячные расходы по этой статье в размере:

1 500 долл. * 250% * 98/12 = 30 625 долл.

Объективной открытой информации по расходам на сервисное обслуживание банкоматов по понятным причинам не существует. Ни сами банки, ни организации, занимающиеся сервисным обслуживание банкоматов, не заинтересованы в представлении объективной информации, и, как правило, реальные расходы существенно превышают запланированные. Кроме того, превышение реальных расходов происходит и из-за усиленной эксплуатации (не 1 000 клиентов на один банкомат, а 1 500 или даже еще больше, как может быть в случае проекта «Карта москвича»). Тем не менее, для оценки нижней границы расходов на сервисное обслуживание банкоматов примем расценки, объявляемые, например, Банковским производственным центром (г. Москва). Обслуживание одного банкомата специалистами этого центра обходится в 125 долл., а при большом парке — 120 долл. в месяц. Эта сумма не включает расходы на запасные и комплектующие части банкомата (ремни, ролики, шестерни), которые изготавливаются как правило из резины и пластика и достаточно быстро изнашиваются. При нормальном режиме эксплуатации расходы на запасные части составляют в среднем 200 долл. на один банкомат в полгода или 33 долл. в месяц. Однако при повышенной нагрузке, как в нашем случае, расходы на сервисное обслуживание увеличатся. Тем не менее, будем полагать далее, что сервисное обслуживание одного банкомата вместе с запасными частями в месяц будет обходиться в 153 долл. Таким образом, ежемесячные расходы на сервисное обслуживание 50 банкоматов составят 7 650 долл.

Расходы на инкассацию можно оценить, исходя из средней ставки инкассации наличных денежных средств, которая, как уже упоминалось выше, составляет по Москве 0,1-0,3% от инкассируемой суммы. Конечно, банку, занимающемуся инкассацией, необходимо будет предварительно обучить инкассаторов процедуре инкассации банкоматов. Но мы отбросим возможные расходы на обучение и оценим только нижнюю границу расходов на инкассацию, исходя из ранее принятого предположения, что объем денежных средств, получаемых в наличной форме через банкоматы, будет составлять половину совокупного объема средств, проходящих через карт-счета за месяц. Таким образом, расходы на инкассацию составят

100 долл./2 * 0,1% * 100 000 = 5 000 долл.

Расходы на телекоммуникации в данном случае будут складываться из стоимости аренды выделенных каналов связи до 50 банкоматов. Нижняя граница стоимости содержания выделенной медной пары составляет на сегодня 120 рублей в месяц. Эта сумма не пересматривалась с момента кризиса и можно ожидать ее увеличения. Зачастую возможностей подачи таких каналов нет, или необходимое качество связи не гарантируется, и многие банки производят подключение банкоматов через альтернативных провайдеров телекоммуникационных услуг. Так, например, арендная плата канала СПРИНТ на сегодня составляет 250 долл. в месяц без учета стоимости трафика (1,2 долл. за 64 Кбит при внутригородском подключении). Ежемесячные расходы на каналы связи для 50 банкоматов без учета стоимости трафика составят:

250 долл. * 50 = 12 500 долл.

В ежемесячных расходах существенную долю составляют расходы на заработную плату и аренду помещений. Приняв, что средняя зарплата операционного работника банка по Москве равна приблизительно 400 долл. (такого рода информацию регулярно публикуют многие журналы, например, «Деньги» — «Рейтинги профессий», «Наиболее дорогие профессии» и т.п.), получим, что расходы на заработную плату дополнительных операционных работников составят:

400 долл. * 98 = 39 200 долл.

Расходы на аренду дополнительных помещений оценим, исходя из потребности в площади для организации одного дополнительного рабочего места (3 кв. м) и минимальной стоимости аренды одного квадратного метра офисных помещений в Москве (200 долл. за кв. м в год, включая стоимость технического обслуживания и коммуникаций):

200 долл. * 3 * 98/12 = 4 900 долл.

Таким образом, ежемесячные текущие затраты составят не менее:

20 833 долл. + 1 667 долл. + 30 625 долл. + 7 650 долл. + 5 000 долл. + 12 500 долл. + 39 200 долл. + 4 900 долл. = 122 375 долл.

Замечания к расчету

Следует отметить, что приведенный расчет является в достаточной мере оптимистичным и не учитывает как многих дополнительных факторов, влияющих на эффективность, так и возможных вариантов дальнейшего развития проекта, а именно:

  1. В расчете не учтены достаточно большие трудозатраты на открытие счетов и выдачу пластиковых карточек (185 человеко-месяцев при 100% загрузке). Кроме того, для простоты расчета предполагается, что для обеспечения расчетного среднемесячного остатка все 100 тыс. карточек будут выданы одновременно, и на все 100 тыс. карт-счетов одновременно будет зачислена в полном объеме среднемесячная зарплата или социальная выплата в сумме 100 долл. Реально же, учитывая сроки выполнения заказа на производство пластиковых карточек, ограниченные мощности оборудования для эмбоссирования (5 мин на одну карточку), для этого потребуется более 23 месяцев (при 41 часовой неделе) на двух эмбоссерах. Очевидно, что для того, чтобы время выпуска больших партий карточек было удовлетворительным, потребуется приобретение дополнительных эмбоссеров и увеличение численности персонала процессингового центра, что приведет к увеличению стоимости проекта. В любом случае, этот процесс растянется не менее чем на год. Соответственно и 4 млн. долл. удастся привлечь в течение этого же срока — по мере выдачи карточек. И это без учета уже ставшей традиционной задержки в выплате заработной платы.
  2. При оценке доходности размещения средств не учтены необходимость соблюдения норм ликвидности, отчисления в фонд обязательного резервирования (ФОР), а также налоговые отчисления, которые, безусловно, снизят эффективность проекта.
  3. Не учтены затраты на разработку дизайна «Карты москвича», которые увеличат стоимость проекта.
  4. В расчете не учтены затраты на оборудование и программное обеспечение процессингового центра. Можно предположить, что данные затраты составят не менее 500 тыс. долл.
  5. В расчете не учтена заработная плата дополнительных сотрудников процессинговых центров, бухгалтерий, управлений информационных технологий и других подразделений уполномоченных банков — участников проекта.
  6. При составлении расчета предполагалось, что будут использоваться традиционные карточки с магнитной полосой и сохранится существующая технология обслуживания клиентов банка — держателей пластиковых карточек. Реализация идентификационных и социальных функций «Карты москвича» (отражение имеющихся у клиента скидок и льгот) приведет к дополнительным немалым капиталовложениям, поскольку потребуется перевыпуск всех выданных карточек, а стоимость смарт-карточки с магнитной полосой не ниже стоимости простой карточки плюс еще затраты на модернизацию банкоматов.
  7. В перечне операций, выполняемых банковскими операционными работниками (см. табл.) по «Картам москвича», не учтены операции по оплате жилищно-коммунальны услуг, операции по оформлению срочных вкладов, которые должны и в перспективе будут выполняться по «Картам москвича».
  8. Не учтены расходы на необходимое страхование проекта.

Если учесть все перечисленные затраты, то дополнительные капиталовложения, по всей вероятности, превысят 1 млн. долл.

Из проведенного расчета можно сделать следующие выводы.

Ежемесячные расходы уполномоченных банков — участников проекта «Карта москвича» более чем в полтора раза выше прогнозируемого месячного дохода, а ведь есть еще и весьма значительные капитальные затраты. Если это и не свидетельствует однозначно об экономической нецелесообразности проекта, то во всяком случае ставит под сомнение оптимистические выводы относительно сроков окупаемости проекта, сделанные авторами концепции «Карта москвича». Поэтому следует искать источники повышения эффективности проекта; сейчас привлечь 4 млн. долл. дешевле без карточек.

Ежемесячный доход банка на одну карточку составляет 0,8 долл., что значительно ниже ежемесячных расходов на нее. Разумно будет найти компанию, которая за 80 тыс. долл. в месяц сможет обслуживать 100 тыс. «Карт москвича» в течение ближайших двух лет (т. е. первого этапа развертывания проекта, в соответствии с Постановлением. А там видно будет...)

Деньги банков и деньги других участников проекта, как не странно, — суть разные деньги. Они подпадают под разное налогообложение, и, как следствие, 1 рубль других участников проекта в полтора раза легче банковского рубля. Рубль, вложенный в проект банком, означает потерю этого рубля в ликвидности, а приобрести ресурсы на срок два года обойдется банку не менее чем в полтора раза дороже.

С другой стороны, в приведенном расчете никак не учитывается влияние самого факта участия в проекте на укрепление репутации уполномоченных банков, а следовательно, и на возможность привлечения ими новых клиентов. Количественно оценить стоимость такой «политической» социальной поддержки не представляется возможным. Есть и еще один взгляд на проблему — своего рода новый «пятый постулат», который пытаются ввести российские «карточные» проекты: бесплатные ресурсы (средства на карт-счетах) окупают все затраты. Но в этой статье отражен чисто прагматический подход к оценке эффективности проекта.

Как комплексный и многосторонний проект «Карта москвича» означает перераспределение финансовых потоков, создание и сокращение производств, рабочих мест, трудозатрат и ресурсов. Если направление движения, что и есть проект, определено правильно, то в результате всех расчетов, просчетов, ошибок и достижений все-таки выиграют москвичи. Конечно, часть они же и проиграют. Но может быть, выиграют одни москвичи, а проиграют другие, те, которые ничего не выиграют?

Банковские карточные системы в принципе не рассчитаны на страны с развивающейся экономикой, характеризующейся избытком дешевой рабочей силы, низким уровнем заработной платы и неразвитой инфраструктурой. Поскольку, как уже говорилось, «карточные» проекты в принципе не могут быть безубыточными при средней величине остатка на карт-счетах менее 50 долл., участвовать в пилотном этапе проекта «Карта москвича» без большого риска и в расчете на лучшее будущее могут банки, уже собравшие на карточных счетах не менее 500 млн. долл. Видимо, реализация этого проекта должна быть не революционным процессом, как это предписано Постановлением, а эволюционным.

Последнее обновление 15.08.2007
 

 
Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    

Яндекс цитирования  
</div> </body> <!-- InstanceEnd --></html>